Сводные данные по Хит-парадам воблеров (2002-2005 гг.)

Отшумели дискуссии в конференции после опубликования итогов очередного ХП-2005 года...
Свои мнения по форме и содержанию представленных материалов выразили как участники ХП, так и его читатели. Оценка итоговых материалов, как и следовало ожидать, оказалась противоречивой. Что связано с теми ожиданиями и требованиями, которые каждый из нас (в меру своих знаний) предъявлял к этому опросу.
Дискуссия позволила более четко выявить ряд слабых мест ХП:
  1. Малый объем фактического материала, "местечковость конкурса". Растущее из года в год число участников - лишь слабое утешение!
  2. Объективность голой статистики вызывает сомнения. Нельзя выделить в чистом виде ни "воблер-открытие года", ни "самый уловистый на настоящий момент воблер". В итоге - лишь неопределенный "винегрет" из тех и других. Причины - "вымывание" из списка заведомо уловистых моделей (которые перестали "удивлять") и неоднородная квалификация рыболовов ("открытие" для новичка - лишь пройденный этап для "корифея").
  3. Данные о специфике применения конкретных моделей воблеров (тактико-технические параметры, с учетом характеристик водоемов, видов рыб и пр.) не систематизированы и "размазаны" по отдельным постингам.
  4. Надежды неопытных рыболовов получить четкие инструкции, каким ограниченным "джентельменским набором" воблеров можно обойтись на все случаи жизни, вряд ли обоснованны. Увы, теоретический и практический багаж знаний нельзя получить одномоментно, "на тарелочке".
В надежде разрешить хотя бы часть из указанных недостатков предпринята попытка систематизации сводных данных всех четырех ранее проводившихся ХП.
Поскольку количество участников в каждом ХП - разное, для сопоставления фирм/семейств воблеров введено понятие "индекса относительного упоминания" воблеров (далее - ID), полученного путем деления общего количества баллов на число участников. Более просто, эта цифра показывает, сколько раз упомянут данный воблер (фирма) одним рыболовом. Мне кажется, это более объективный показатель. Для сравнения, также приводятся и абсолютные цифры баллов.
Примечание: количество подсчитанных баллов у меня отличаются от приведенных Smak13 и SergD, но не принципиально, что связано с небольшими отличиями методик подсчета.

Таблица 1
Сводные данные по фирмам/семействам
Фирма Семейство абс./ID Количество баллов по годам
2002 2003 2004 2005
Количество участников ХП     27 43 37 59
Rapala всего: абс. 51 56 46 37
ID 1.89 1.30 1.24 0.63
SR, всего: абс. 27 16 16 12
ID 1.00 0.37 0.43 0.20
SR Shallow абс. 9 6 2 2
ID 0.33 0.14 0.05 0.03
SR Deep абс. 7 5 6 4
ID 0.26 0.12 0.17 0.07
SRRS абс. 3 3 4 1
ID 0.11 0.07 0.11 0.02
SR Super абс. 1 2 1 3
Tail Dancer абс. 9 5 4 4
ID 0.33 0.12 0.11 0.07
Countdown абс. 1 2 1 -
Husky Jerk абс. 2 5 3 2
Team Esko абс. 1 3 2 2
Jointed абс. 1 2 7 1
Skitter Pop абс. - 6 - 2
Risto Rap абс. 3 1 1 -
Dives To абс. - 2 3 1
Rattlin абс. 1 3 4 1
Minnow Spoon абс. 1 3 - 2
Magnum абс. 1 1 3 -
Yo-Zuri/Duel всего: абс. 26 51 40 62
ID 0.96 1.23 1.08 1.05
L-Minnow абс. - 3 8 13
ID - 0.07 0.23 0.22
Arms абс. 4 12 5 4
ID 0.15 0.28 0.14 0.07
3D абс. 6 7 7 9
ID 0.22 0.16 0.20 0.15
Hardcore абс. 3 7 6 19
ID 0.11 0.16 0.16 0.32
Aile Magnet абс. 3 2 1 3
ID 0.11 0.05 0.03 0.05
Tiny Tip абс. 3 6 5 3
ID 0.11 0.14 0.14 0.05
Crystal Minnow абс. 1 2 1 2
Emperor Minnow абс. - 4 - 2
Salmo всего: абс. 16 15 23 30
ID 0.59 0.35 0.62 0.51
Hornet абс. 9 10 12 18
ID 0.33 0.23 0.37 0.30
Perch абс. 1 2 4 8
ID 0.04 0.05 0.11 0.14
Butcher абс. 4 - 2 -
Bullhead абс. - 1 4 2
Minnow абс. 2 1 3 2
Bomber всего: абс. 4 9 6 12
ID 0.15 0.21 0.16 0.20
Owner всего: абс. 3 5 6 10
ID 0.11 0.12 0.16 0.17
Halco всего: абс. 3 8 2 5
Jaxon всего: абс. 4 10 6 4
Storm всего: абс. 3 2 2 11
рис. 1
Комментарии к таблице 1:
  1. В целом, турнирная судьба фирмы (модели воблера) в ХП достаточно очевидна: появление на рынке - подъем и пик популярности - ее спад (в т.ч., за счет перехода в категорию "переставших удивлять"). Одни фирмы - уже в "прошлом", другие - на пике, третьим - это еще только предстоит.
  2. Явно наблюдается тенденция снижения популярности Rapala (см. рис. 1), причем, почти по всем позициям. И, по-моему, это нельзя объяснить только тем, что заведомо уловистые, но ранее засвеченные модели уже не упоминаются в ХП-постах. ИМХО, важная составляющая "провала" Рапалы - ценовая политика. Об этом ранее в конфе не раз говорилось, и предвиделось, так что, удивляться нечему. Цены на Рапалу, особенно на новые модели, сравнялись, и даже превзошли Зуриковские, не говоря уж о Salmo. Кроме того, неоднократно говорилось также об ограниченности ассортимента Рапалы "классикой" (Shad Rap) и об отсутствии дальнобойных твитчинговых моделей. Перспективы на будущее у Рапалы - не очень утешительные.
  3. У Yo-Zuri/Duel и Salmo результаты намного более стабильны (см. рис. 1). Хотя ассортимент, как и у Рапалы, уже несколько лет достаточно постоянен, тенденция скатывания в категорию "переставших удивлять" пока явно не выражена. Насколько у них хватит "пороху", чтобы удержаться на достигнутых высотах - будущее покажет!
  4. Несколько неожиданны стабильно высокие показатели Owner. С учетом того, что ассортимент этой фирмы и распространенность в торговой сети не идут ни в какое сравнение с "большой тройкой лидеров". Это - пример "бенефиса" одной "ударной" модели - Rip'n Minnow-65, вошедшей даже в призовую тройку по итогам всех четырех лет (см. ниже).
  5. Ряду фирм (Jaxon, ряд других, не отраженных в таблице) явно грозит судьба оказаться в одном ряду с, по образному выражению KLM (Киев), "ушельцами" Хит-парадов (AISE, UD, DAM и др.).
  6. По многим менее популярным у нас фирмам явно не хватает статистических данных, чтобы сделать прогноз на их дальнейшую перспективу.
  7. Наконец, ряд фирм находятся на явном подъеме. Самый яркий пример - пресловутые дорогие японские микровоблеры. Опять же, их судьба - вопрос будущего...
Таблица 2
Индивидуальная номинация:
Yo-Zuri L-Minnow-44 16
Yo-Zuri Tiny Tip 15
Owner Cultiva Rip'N Minnow-65 13
Salmo Hornet 2-3S 12
Duel 3D Flat Crank 11
Duel Hardcore LB-90SP 10
Rapala SR-05
Rapala SSR-07 9
Rapala RNR-05
Yo-Zuri 3D-100
Bomber B24A 8
Rapala Team Esko
Salmo Hornet-4S
Salmo Perch-8SDR
Duel Aile Magnet-70F
Bomber B07A 7
Duel Hardcore Crankbait "0"
Jaxon Ferrox-04
Rapala Super Shad Rap
Rapala Tail Dancer-07
Rapala Tail Dancer-09
Yo-Zuri Arms Shad Micro
Masu Master-38F 6
Rapala Husky Jerk-08
Rapala SR-07
Salmo Hornet 4F
Salmo Hornet 4SDR
Salmo Hornet 6F
Storm Chug Bug-6
Yo-Zuri Arms Popper Micro
Остальные модели упоминались 5 и менее раз.

Комментарии к таблице 2:
  1. Еще раз призываю коллег с осторожностью относиться к абсолютным цифрам баллов, как показателю того, что данный воблер лучше/хуже другого. Например, лидерство "выскочки" L-minnow-44 обусловлено набранными 9 баллами в 2005 г. Если бы этот сводный расчет проводился в 2004 и 2003 гг., то пьедестал бы был другой:
    • в 2004 г. - ТТ, SSR-07, RNR-5 и Hornet 2-3S;
    • в 2003 г. - TT, SSR-07, 3D-100.
  2. Показатели по Hornet 2-3S могли бы быть и выше. Это самое запутанное с точки зрения учета семейство. Как только его не называли коллеги: "2-3S", "2S", "2.5S", "3S", "... мелкие тонущие..." - это еще поддается какому-то учету, а просто "... мелкие Хорнеты..." - увы!
  3. Сводные результаты по четырем ХП, по-моему мнению, дают более объективную картину, чем отдельно взятые годовые ХП. Которые сильнее подвержены влияниям "моды", результатам предыдущего Хит-парада, локальным PR-акциям в отношении отдельных моделей/фирм и пр.
  4. Косвенным подтверждением этого является сопоставление полученных результатов с "выжимкой" КОРОБКИ воблеров (можно посмотреть в Путеводителе в разделе "Прочее"). Так вот, 8 из 13 (более 60%) воблеров из "Коробки" присутствуют и в сводном ХП. Причем, все они - "старички" (Rapala, Salmo, Bomber), что и неудивительно, учитывая "уважительное" отношение к этим фирмам старожилов конфы, в основном и составлявших свои "Коробки".
  5. Важно понимать, что итоговые данные - не какая-то застывшая картинка, а динамический слепок с сиюминутного момента. Касясь перспектив его развития, можно с достаточной долей уверенности предположить, что, например, все Рапаловские модели будут постепенно "вымываться" из списка, замещаясь другими моделями, которые сейчас "на подъеме". И с этой точки зрения, зафиксировать текущее промежуточное положение имело смысл, чтобы не потерять в будущем из списка эти модели.
  6. Возможно, имеет смысл все вышеизложенное (либо, часть его) включать как составную часть в будущие ХП. Это позволит отслеживать динамику популярности различных моделей.
PS: Это лишь небольшая часть субъективных выводов. Предлагаю всем участникам конфы внести свою лепту в их дополнение. После этого определится, стоит ли отправлять эту информацию Бороде для размещения на сайте.

С уважением, Shah (Н.Новгород)